Рисунок к сказке чернушка


Еще одна книга с иллюстрациями А.Д. Рейпольского в нашей коллекции — «Черная курица, или подземные жители» А. Погорельского («Художник РСФСР», Лениград, 1989).
Эта книга была у меня дома, но в переездах канула в Лету. Но поскольку я ее очень любила, то детям купила у букиниста.
До «Сказок» Пушкина она была, наверное, самой большой иллюстрированной Рейпольским детской книжкой, по-крайней мере, из известных мне. Были еще «россыпью» сказки Шарля Перро, но эта была очень большая, нарядная и красочная.
Как и в «Сказках» Пушкина, в ней все замечательно — и обложка, и форзац, и заставки, и рамочки на каждой странице, и небольшие медальоны внизу страниц с тестом — в общем, не книжка, а праздник 🙂
О самой сказке, кстати, регулярно возникают дискуссии в книжных сообществах в ЖЖ, ее многие не любят и боятся, что ли. Я в детстве ее очень любила, и не только сказку, а и пластинку «Черная курица», которая у меня была знала наизусть дословно и с большим удовольствием рассказывала ее в садике однокашникам (чем активно пользовались воспитательницы в подготовительной группе: я знала наизусть несколько пластинок, и они устраивали мне «звездный час» — усаживали в центр на стул, всю группу полукругом, и я им наизусть шпарила сказку за сказкой, пока воспитательницы пили кофе и чесали языками).


Вот такая у меня была пластинка:

Рисунок к сказке чернушка

Кстати, ее можно скачать вот тут, мои дети ее, как и я, очень любят — хорошая инсценировка: http://audio.arjlover.net/audio/chernaya_kuritsa/variant2/

Дети мои тоже слушают сказку с удовольствием. Большого вреда, страха или какой-то вселенской грусти я в ней не наблюдаю, как раз все довольно логично — за действиями следует их результат. В данном случае плачевный, но это ж типа жизнь… Наверное, это не очень соответствует канонам сказки — печальный конец, ведь в сказках обязательно все должно кончиться хорошо. Но мне кажется, такая книга полезна, ведь в какой-то момент человек сталкивается с мыслью, что иногда по его вине могут произойти вещи необратимые.
Мне в детстве, помню, совсем не жалко было Алешу, я к нему относилась как к персонажу отрицательному. И еще помню, как нравился мне факт привязки действия сказки к конкретному, знакомому мне месту — 1-й линии Васильевского острова, где я частенько бывала. И когда мы этим летом приехали на Васильевский остров, то дети первым делом просили — а где пансион на 1-й линии, где жил Алеша и Черная курица? :))

А теперь давайте рассмотрим книжку 🙂

На авантитуле — Алеша с Чернушкой идут по коридорам с рыцарями.


Рисунок к сказке чернушка

Начало сказки — с заставкой и медальоном внизу — ух, как я, маленькая, любила рассматривать эти медальончики 🙂

Рисунок к сказке чернушка

Полностраничная иллюстрация — Алеша кормит курочек. Очень нарядная бекеша у него 🙂

Рисунок к сказке чернушка

Разворот

Рисунок к сказке чернушка

И словарик старинных слов — кстати, в одном из обсуждений видела, что кто-то видит трудность в понимании детьми сложного повестования, полного устаревших и незнакомых выражений.

Рисунок к сказке чернушка

В книге так же есть статья о художнике — еще одни большой плюс в пользу издания 🙂 Статья очень славная, и я ее тут приведу, вдруг еще кому-нибудь кроме меня, она покажется интересной 🙂

О художнике этой книги

    Художник Алексей Дмитриевич Рейпольский (р. 1945 г.) знаком читателям волшебных сказок, приключенческих историй, жизнеописаний выдающихся людей, русской классической прозы и поэзии.


окончил графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина по мастерской М.А. Таранова в 1969 году, и за истекшие годы создал оформление и иллюстрации почти к трем десяткам книг, много раз участвовал в ленинградских и республиканских выставках.
    Творчество Рейпольского не ограничивается книжной графикой: его станковые эстампы и акварели, живописные портреты и композиции на сказочные темы стали известны ленинградцам благодаря персональным выставкам в магазине-салоне «Ленинград» (1983) и в книжной лавке писателей (1986). И все же книга — главное в работе художника. Ему свойственно пристрастное отношение к литературным достоинствам и содержанию произведения; стремление работать с высочайшим литературным материалом сказалось уже при выборе романа Ф.М. Достоевского «Игрок» в качестве темы дипломной работы.
    Иллюстрации к роману Л. Раковского «Адмирал Ушаков» и повести Н. Внукова «Слу­шайте песню перьев» Рейпольский выполнил в технике линогравюры, и такое решение было самым органичным для суровой истории жизни русского флотоводца и для полного неожиданностей рассказа об удивительной судьбе индейца Сат-Ока. Линогравюры к книге Н. Внукова особенно удачны. В экспрессивных сочетаниях черного и белого художник нашел выразительный язык, позволивший передать нервное напряжение перемежающихся в книге эпизодов жизни канадских индейцев и трагических событий второй мировой войны.
    Контурные перовые рисунки, лишь кое-где дополненные лаконичной штриховкой, сопровождают книгу повестей и рассказов В.

бедева «Высокое поле» и издания серии «Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге — Петрограде — Ленинграде», посвя­щенные А.Н. Радищеву, М.Ю. Лермонтову, Г.Р. Державину, Л.Н. Толстому, А.А. Блоку. В книгах ленинградской серии ярко и своеобразно звучит близкая художнику тема родного города, ясно ощутима любовь к его архитектуре и истории.
    В иной манере выполнены рисунки к книге Ю. Козлова «Добрая ягода калина». Штрихами мягкого черного карандаша достигнута в них моделировка объема и сдержанные тональные переходы. Выразительные детские лица, добрые лошадиные морды, ветвистые рога оленей возникают в книге естественно просто так же, как естественные, простые и добрые слова писателя.
    Несколько лет работы отдал А.Д. Рейпольский волшебным сказкам Шарля Перро, и французские сказки XVII века пришли к новому поколению детей в запоминающихся образах, в тонкой, временами изысканной интерпретации сказочных событий и реалий. Хрупкий мир чудес воссоздан в иллюстрациях к «Золушке» в утонченной технике офорта, легко раскрашенного акварелью. Оформляя «Спящую красавицу», художник обратился к сочетанию цветного карандаша и акварели. «Синяя Борода» и «Мальчик-с-Пальчик» побудили Рейпольского полностью отдать предпочтение цветным карандашам, и, действительно, их плотные и определенные тона представляются более соответствующими жестоким сюжетам этих сказок, чем прозрачность акварели.

расная Шапочка» — книжка-раскра­ска, но даже в таком «упрощенном» издании, сам тип которого диктует отказ от цвета и некоторую вялость штриха, Рейпольскому удалось сохранить образную выразительность персонажей и композиционную занимательность «картинок». Не только полосные иллюстрации, но и заставки, концовки, многочисленные орнаментальные элементы оформления помогают маленькому читателю ощутить эстетическую и эмоциональную ткань старых сказок. В книжках «работает» все — и украшенный изысканными растительными и архи­тектурными мотивами титульный лист «Золушки», и огромность потайных переходов замка Синей Бороды (они не уместились в одной полосе и потребовали целого разворота!), и страшный облик Людоеда в «Мальчике-с-Пальчик». Впрочем, художник никогда не показывает жестоких кровавых эпизодов, он подчеркивает и возвышает гуманистический смысл сказок. Историческая точность в изображении костюмов и предметов быта ни в коей мере не подернута «музейной пылью», но лишь дает художнику свободу в обращении с реалиями отдаленной эпохи.
    Новая книга, оформленная Рейпольским, объединила две темы, утвердившиеся в его творчестве,— сказку и Петербург. «Черная курица» Антония Погорельского увидела свет в 1829 году. Она до сих пор остается самым читаемым произведением писателя пушкинской поры Алексея Алексеевича Перовского, печатавшего свои литературные произведения под псевдонимом Погорельский (от названия сельца Погорельцы).

А. Перовский сочинил сказку для своего маленького племянника — будущего писателя, поэта и драматурга Алек­сея Константиновича Толстого. Герою сказки он дал имя племянника и поселил Алешу в Петербурге конца 1780-х годов.
    «Черная курица» — петербургская сказка, ее образная природа может существовать только в коротком свете петербургской зимы. Реальность лишена здесь приземленности, а вымысел — гротеска; волшебное возникает на ускользающей грани действительного и во­ображаемого. Сказка эта о том, как чернят душу неблагодарность, заносчивость, неза­служенный успех, но она и о том, что спасенная от ножа кухарки черная курица может обернуться министром милого маленького народа, что попросить лапку у серой кошки — значит вызвать целую цепь странно связанных между собою действий, что дырочки в заборе сделала, наверное, добрая волшебница… Сказочное сплетается и вырастает из знакомого или известного Алеше и обладает убедительностью взаправдашней истории, рассказанной зимним вечером при свете свечи.
    Эти нюансы удалось уловить художнику. Он ясно ощутил, как важна в книжке историческая конкретность Васильевского острова, приметы ушедшего в прошлое быта. Узнаются знакомые силуэты и характерные приметы архитектуры, костюмы и мебель дают точный временной адрес. Портретная индивидуальность придана лицам, житейская обосно­ванность — жестам.

помимо топографической определенности присутствует образ зимнего города, помимо бытовой ясности — Алешино восприятие взрослого мира, в котором так истово готовятся к визиту начальника и так просто говорят о намерении зарезать Чернушку. Изображение фантастического мира подземных жителей обстоятельно и убедительно, слов­но речь идет о столь же хорошо известном художнику предмете, как Россия XVIII века.
    Иллюстрации Рейпольского выполнены акварелью, лишь кое-где в фактуру акварельной живописи органично введен перовой штрих. В них заметно следование приемам станкового искусства (в частности, внимательное построение перспективы), но это отнюдь не нарушает их книжной природы и лишь усиливает ощущение достоверности происходящего. Художнику удается сохранить зыбкую осязаемость волшебства, в которой таится секрет очаро­вания «Черной курицы». Прочитана книга, рассмотрены картинки. Рассыпались пустые рыцарские латы. Но сказка не кончена: тихим зимним вечером летит по Петербургу карета, унося Алешу из детства, из мудрых сказок, навсегда поселяющих в душе высокие пред­ставления о доброте и чести.

А. Максимова

Источник: vnu4ka.livejournal.com

Слайд 1

Иллюстрации к повести А. Погорельского «Чёрная курица, или П одземные жители» Работа ученика 5 класса «Б» Канева Валентина Руководитель – Язева Т.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» пгт.Кожва 2014 — 2015


Слайд 2

Алексей Алексеевич Перовский придумал и записал волшебную повесть «Черная курица, или Подземные жители» для своего племянника тогда, когда Алеше (племяннику) было не более девяти или десяти лет, как и Алеше, герою сказки.

Слайд 3

Чтение книг было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни.

Слайд 4

Алёша подбегал к забору. Становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор.

Слайд 5

Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку.

Слайд 6

Алёша немного приподнялся в постели и ещё яснее увидел, что простыня шевелится…. Вдруг белая простыня приподнялась, и из- под неё вышла… чёрная курица!

Слайд 7

Тут Чернушка закудахтала странным голосом, и вдруг откуда не взялись маленькие свечки в серебряных шандалах, не большие как с Алёшин маленький пальчик.

Слайд 8

И он смело последовал за нею. Из глаз её выходили как будто лучи, которые освещали всё вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки.

Слайд 9

Алёша в первой комнате увидел всякого рода старинную мебель…. Алёша хотел было остановиться, чтоб рассмотреть мебель, а особливо фигуры на лежанке, но Чернушка ему не позволила.

Слайд 10


Они вошли во вторую комнату — и тут –то Алёша обрадовался! В прекрасной золотой клетке сидел большой серый попугай… подле попугая стояла кровать с белыми занавесками, сквозь которые он мог различить старушку… в другом углу стояла такая же точно кровать, где спала другая старушка, а подле неё сидела серая кошка. Проходя мимо неё, Алёша не мог утерпеть, чтоб не попросить у ней лапки…

Слайд 11

В конце залы была большая дверь из светлой жёлтой меди. …соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об щиты и бросились на чёрную курицу. Чернушка подняла хохол , распустила крылья… вдруг сделалась большая, большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться!

Слайд 12

….вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях.

Слайд 13

Дорожки усеяны были крупными разноцветными камешками, отражавшими свет от бесчисленных маленьких ламп, которыми увешаны были деревья…

Слайд 14

….охотники пустились скакать во всю прыть по разным переходам и коридорам. Долго они так скакали, и Алёша от них не отставал, хотя с трудом мог сдерживать бешенную палку свою…Вдруг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших, каких Алёша никогда не видывал…

Слайд 15

… учители не могли нахвалиться Алешею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам.


Слайд 16

Принесли розги… Алеша был в отчаянии! В первый еще раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же — Алешу, который так много о себе думал, который считал себя лучше и умнее всех! Какой стыд!.. Он, рыдая, бросился к учителю и обещался совершенно исправиться…

Слайд 17

На другой день поутру дети, проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. Его подняли, положили в постель и послали за доктором, который объявил, что у него сильная горячка.

Источник: nsportal.ru

1. Иллюстрации к сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Выполнила: ученица
5А класса школы № 28
Федянина Ксения

3. ..По обыкновению своему, он подошел сначала к дощатому забору и долго смотрел в дырочку; но и в этот день никто почти не проходил по переулку

..По обыкновению своему, он подошел сначала к
дощатому забору и долго смотрел в дырочку; но и в
этот день никто почти не проходил по переулку…

4. ..Алеша никак не мог долее оставаться на своем месте. Он, громко всхлипывая, побежал к кухарке и бросился к ней на шею в ту самую минуту, как о

..Алеша никак не мог долее оставаться на своем месте. Он,
громко всхлипывая, побежал к кухарке и бросился к ней на
шею в ту самую минуту, как она поймала Чернушку за крыло ..

6. ..Вдруг вошли они в залу, освещенную тремя большими люстрами. Зала была без окошек, и по обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих л

..Вдруг вошли они в залу, освещенную тремя большими
люстрами. Зала была без окошек, и по обеим сторонам
висели на стенах рыцари в блестящих латах…

8. Между тем затрубили в рога, и охотники пустились во всю прыть по разным переходам и коридорам. Алёша от них не отставал. Вдруг из одного боко

Между тем затрубили в рога, и охотники пустились во всю прыть по
разным переходам и коридорам. Алёша от них не отставал. Вдруг из
одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких
больших, каких Алёша никогда не видывал.

9. Из сада пошли они в зверинец. Там показали Алёше диких зверей, которые привязаны были на золотых цепях. Всматриваясь внимательнее, он, к уди

Из сада пошли они в зверинец. Там показали Алёше диких зверей, которые
привязаны были на золотых цепях. Всматриваясь внимательнее, он, к
удивлению своему, увидел, что дикие эти звери были не что иное, как большие
крысы, кроты, хорьки и подобные им звери, живущие в земле и под полами.

Источник: ppt-online.org

Антоний Погорельский. Черная курицаАнтоний Погорельский. Чёрная курица, или Подземные жители

 Сказка-повесть о Чёрной курице была написана Алексеем Алексеевичем Перовским. Сказку напечатали в 1829 году. Перовский выбрал себе литературное имя — Антоний Погорельский — по названию села Погорельцы на Украине, где писатель долго жил. Погорельский написал сказку для десятилетнего племянника Алёши. Когда этот мальчик вырос, то сделался знаменитым писателем, сам стал автором многих литературных произведений, писал стихи. Среди них — известное стихотворение «Колокольчики мои, цветики степные». Имя этого писателя — Алексей Константинович Толстой. Героя сказки Погорельского тоже зовут Алёшей.

Как и сказка Одоевского, сказка-повесть Погорельского переносит нас в чудесный мир, но как не похож этот мир на музыкальный городок! Алёша увидел маленьких рыцарей, их короля. В тронном зале собрались придворные в парадных одеждах, и Алёша узнал, что его Чернушка не курица, а королевский министр, одетый во всё чёрное, с малиновой шапочкой на голове.

Волшебный мир открыл мальчику свои сокровенные тайны. Только добрым людям понятен и доступен мир чудес: ведь Алёша пожалел чёрную курицу, поэтому и попал в сказочное королевство. За доброту Алёшу хотели наградить, но он попросил волшебное семечко. Всё стало даваться мальчику без всякого труда. И Алёша сделался заносчивым и надменным. Начались беды. Настал печальный час — министр из подземного королевства пришёл проститься с Алёшей. Мальчик увидел на руках у него цепи, а потом, перед самым рассветом, услышал, как застучали под полом маленькие колёса, донеслись шаги множества маленьких людей, раздался плач женщин и детей — подземный народ навсегда уходил из своих мест.

Горько стало Алёше… Неотвратимые несчастья обрушиваются на человека, если он перестаёт быть добрым, забывает о долге. Трудно после этого стать прежним.

Картины сказочного мира перемежаются у Погорельского с достоверным рассказом о жизни в старинном Петербурге, о пансионе с его дортуарами-спальнями, со строгими учителями. От соединения выдумки с правдой реальный мир становится особенно поэтичным, а сказочный — воспринимается как настоящий. Сказка совсем близко — надо только незаметно, ничего не тронув, пройти через комнаты древних старушек, которые «собственными глазами видели Петра Великого и даже с ним говаривали»…

Сказка Одоевского давно признана первоклассным художественным произведением. Она до сих пор сохраняет своё очарование, нравится своим умным вымыслом.

В. П. Аникин

 

 

Источник: knigiskartinkami.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.