Сказки где героем является курица


Жили-были петух и кура. Вышла кура из избы, а тут град пошел. Испугалась кура и кричит:

— Петун, беда, паны наехали, стреляют, паляют, нас убивают. Бежим, петун!

И побежали. Бежали-бежали. Им стрету заяц.

— Куды, петун, бежишь?

— Аи, не спрашивай меня, спрашивай куру.

— Куды, кура, бежишь?

— Паны наехали, стреляют, паляют, нас убивают.

— Возьмите меня с собой. И побежали. Им стрету лиса.

— Куды, заяц, бежишь?

— Не спрашивай меня, спрашивай петуна.

— Куда, петун, бежишь?

— Не спрашивай меня, спрашивай куру.

— Куды, кура, бежишь?

— Паны наехали, стреляют, паляют, нас убивают.

— Возьмите меня с собой.

И побежали. Им стрету волк.

— Куды, лиса, бежишь?

— Не спрашивай меня, спрашивай зайца.

— Куды, заяц, бежишь?

— Не спрашивай меня, спрашивай петуна-

— Куды, петун, бежишь?

— Не спрашивай меня, спрашивай куру.


— Куды, кура, бежишь?

— Паны наехали, стреляют, паляют, нас убивают.

— Возьмите меня с собой.

И побежали. Им стрету медведь.

— Куды, волк, бежишь?

— Не спрашивай меня, спрашивай лису.

— Куды, лиса, бежишь?

— Не спрашивай меня, спрашивай зайца.

— Куды, заяц, бежишь?

— Не спрашивай меня, спрашивай петуна.

— Куды, петун, бежишь?

— Не спрашивай меня, спрашивай куру.

— Куды, кура, бежишь?

— Паны наехали, стреляют, паляют, нас убиваЪт.

— Возьмите меня с собой.

И побежали. Бежали, бежали, да в рёпну яму и пали. Долго они в яме сидели, есть захотели. Лиса и говорит:

— Давайте петь имена, чье имечко лучше, а чье имечко хуже, того и съедим.

И запели все:

— Медведь-медведухно — имечко хорбше, Лиса-олисава — имечко хороше, Волк-волчухно — имечко хороше, Заяц-зайчухно — имечко хороше, Петун-петунухно — имечко хороше, Кура-окурава — имечко худое!

Тут куру и разорвали. А лиса опять:

— Медведь-медведухно — имечко хорбше, Лиса-олисава — имечко хороше,

Волк-волчухно — имечко хороше, Заяц-зайчухно — имечко хороше. Петун-петунухно — имечко худое!

Схватили петуна и разорвали, да мало. А лиса опять запела:

— Медведь-медведухно — имечко хороше, Лиса-олисава — имечко хорбше, Волк-волчухно — имечко хорбше, Заяц-зайчухно — имечко худое!

Съели и зайца, а все голодны. Лиса и запела:

— Медведь-медведухно — имечко хорбше, Лиса-олисава — имечко хороше. Волк-волчухно — имечко худое!


Разорвали медведь и лиса волка и стали есть. А лиса не ест. Долго сидели. Стало опять голодно, а лиса кишочки волчьи таскает и ест.

— Что это у тебя, лисонька?

— А я кишочки вытягаю и ем.

Медведь и вправду свои кишочки зацепил и помер. Осталась лиса одна. Видит, сидит птичка-синичка.

— Повыздынь меня, птичка.

— А как я тебя повыздыну?

— А понеси в яму прутишков.

Наносила птичка в яму прутишков, да и была лиса такова.

Источник: moreskazok.ru

Норвежские сказки

(снова краткий пересказ)

  1. Курочке приснилось, что если она прямо сейчас не отправится к Доврефьелю (горный хребет в Норвегии), то произойдёт Апокалипсис. Она туда идёт, а по пути к ней присоединяются Петух, Утка и Гусь. Наконец они встречают Лису, которая отговаривает их от такой рискованной и бесполезной затеи и приглашает к себе в нору. Там Лиса жарит и обедает Гусём и Уткой, а Курочка выманивает Лису наружу и спасается вместе с Петухом. конец оптимистичный, и мораль такова: они не спаслись бы, если бы не пошли к Доврефьелю.
  2. "Петух и курица в орешнике". Курица подавилась скорлупой ореха, и всё очень плохо, она прям умирает. Чтобы спасти курицу, петух идёт к ручейку. Но просто набрать воды не может — ручеёк требует бартерный обмен (вода за зелёные листики). В результате Петушок обращается к всё новым персонажам (например, к сапожнику и к Деве Марии), которые тоже требует бартер. Цепь заканчивается на добром угольщике, который просто так даёт Петуху угля.

А полная цепочка выглядит так:

Сказки где героем является курица

(Источник — http://l-skazki.ru)

Испанская сказка

"Курочка и король". Курочка идёт во дворец выходить замуж за короля (видимо, это некий куриный король). Она должна подарить ему бриллиант для обручального кольца (пытаюсь не думать, почему не наоборот — почему не король дарит бриллиант). Каждый, кто её встречает, под впечатлением от этой истории уступает ей дорогу. Спустя некоторое время, когда бриллиант у неё уже с собой (а может, он и был с собой изначально?..), курочку встречает волк. Как обычно в сказках, волк очень голоден, и ещё он уверен, что у курочки не получится сделать подарок, ведь он её съест. Курочка достаёт бриллиант, и волк волшебным образом уменьшается в размерах и в весе — настолько, что курочка клюёт его клювом и бросает к себе в корзинку. Аналогичные "уменьшения" происходят с гигантским дубом и широкой рекой. С этим оригинальным багажом спустя неделю она приходит к королевскому дворцу. Главный советник приносит королю бриллиант, и они оба думают, что эта курица — из королевского курятника, куда её и отправляют. Там она освобождается с помощью волка, снимая с него заклятие. Король в бешенстве бросает её в каменную тюрьму (ведь курочка теперь — опасный преступник!), и там курочка снимает заклятие с дуба. Потом курочка спасается из кастрюли главного повара, выпуская на волю реку, которая затапливает весь дворец.


Наконец курочка и король спасаются от потопа и одновременно оказываются на самой высокой башне дворца. Там король замечает красоту курочки (белоснежный гребешок и золотые пёрышки). Курочка, очевидно, прощает королю все попытки её убить. И стандартный хэппи-энд: они поженились и жили долго и счастливо. Каждый день курочка несла по одному золотому яичку, из которого рождались принцы и принцессы

предполагаю, что вскоре дворец пришлось расширить.

Мадагаскарская сказка

———————­

"Цесарка и курица". На рисовых полях не осталось риса. Цесарка и курица крадут бататы (это сладкий картофель), варят их и едят. Цесарка кушает маленькие картофелины, а курочка — большие. И когда приходит хозяин поля, цесарка сыта и спокойно улетает. А курица никак не может оставить большие бататы, не знает, что ей делать. Пока она думает, хозяин поля её ловит. Итог сказки: вот так человек одомашнил (приручил) курицу.

Африканская сказка

"Шакал и курица" (есть аналогичная сказка про шакала и зайчиху).
рица находится в свите Льва. Каждое снесённое ей яйцо съедает Лев. Однажды весной к Курице приходит Шакал и убеждает её, что её жизнь отвратительна и бессмысленна, ведь у неё никогда не будет цыплят, в то время как у других кур по несколько выводков. Курица идёт ко Льву и просится на волю; Лев сначала ласково отговаривает, а потом угрожает, но у курицы мозги куриные, так что она остаётся при своём. Тогда Лев убивает Курицу и приказывает Шакалу закопать её. Шакал вкусно обедает курицей и думает, что скоро вернутся прекрасные старые времена с ежедневной лёгкой добычей. Конец звучит очень оптимистично:

Сказки где героем является курица

(Источник — http://l-skazki.ru)

Ещё я нашла одну авторскую сказку в стихах

Автор — Светлана Бурка, опубликовано на https://www.proza.ru­!

"Сказка про курочку и цыпляток", Светлана Бурка

———————­———

Сказки где героем является курица

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Главные герои


Алеша

Мальчик, который проходит обучение в пансионате Петербурга, тоскует по своим родителям. Общение с близкими людьми ему заменяют книги. Это впечатлительный мальчик, он легко переносится в мир сказок и приключений, где представляет себя рыцарем. Получив волшебное зернышко, становится грубым и заносчивым. Надеясь на зернышко, забросил учебу, стал ленивым. Вскоре, Алеша нарушил обещание, и предал подземных друзей. Глубокое осознание своей вины позволило мальчику вернуться к прежней жизни, и стать нормальным человеком.

Курица Чернушка

Чернушка, спасенная мальчиком от ножа кухарки, оказалась министром подземного мира. Чернушка привела в этот мир Алешу, где король наградил его за спасение своего министра. Чернушке не нравится нерадивость и лень Алеши, но он спас курицу от смерти, и министр благодарен ему за это. Возвращает потерянное Алешей зернышко. Министр предостерегает Алешу от глупых поступков, но мальчик не сдерживает своего общения, и Чернушке, вместе с подземными жителями, приходится покидать свое царство.

Второстепенные персонажи


Король

В «Черной курице» герои не только реальные жители, там существует подземный мир, которым правит мудрый и справедливый король. В благодарность за спасение одного из своих подданных, король награждает Алешу волшебным зернышком, и берет с него обещание, что Алеша никогда и никому не расскажет о подземных жителях. Когда Алеша предал подземных жителей, король и его подданные пришли в большое отчаяние, так как теперь им требовалось переселяться в другие далекие места.

Учитель

Учитель пансионата, в котором воспитывается Алеша, строгий и требовательный человек. В его пансионате много учащихся, и он обязан следить за тем, чтобы дети хорошо учились, выполняли свои обязанности, и были воспитанными и послушными. Он поддерживает дисциплину, требователен к своим ученикам. Учитель против того, чтобы дети учились лгать, и он строго наказывает Алешу, когда тот рассказывает ему о подземных жителях.

Директор пансионата

Почетный гость, к приезду которого тщательно подготовились. Обычный человек, проверяющий порядок в своих заведениях.

Кухарка Трина

Кухарка, которая хотела зарезать Чернушку к приезду почетного гостя, но, поддавшись на уговоры Алеши, а больше на его золотую монету, оставила курицу в живых.

Это краткая характеристика героев «Черной курицы» может оказаться полезной для читательского дневника.

Источник: obrazovaka.ru

Все с детства знают сказку о Курочке Рябе.
Эта сказка пожалуй рассказывается самой первой.
В силу простоты и незатейливости сюжета?
Подождем отвечать на этот вопрос.
Смысл Курочки Рябы меня волновал давно.
е все время казалось, что в этой сказке полно недомолвок.
Недавно, я начала изучать Курочку Рябу в очередной раз и у меня снова возникло подозрение, что Курочка Ряба рассказывает совсем не о том, о чем мы все думаем.
Я решила покопаться в вопросе и сразу же наткнулась на то, что в детских книжках печатается усеченная, адаптированная  версия сказки.
На самом деле…

Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал.

Попова дочь за водой пошла, ведра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: «Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!» Попадья с горя и выкинула пироги за окошко.

Поп идет: «Что это ты, поподья, делаешь?» А она отвечает: «Какое на меня горюшко, какое на меня великое.
ли старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!» Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!
* Сказка «Дорогое яичко», Сказки Саратовской области. Саратов, 1937.

Сказка «Курочка»

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.

Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала.
Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.
Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.
* «Народные руские сказки», Афанасьев А.Н.


Прочитав сказку про курочку в полном варианте, я, кажется,  наконец-то поняла её смысл.
Но мне стало интересно, существуют ли какие еще версии толкования сказки.
Удивительно, но вопросом смысла Курочки Рябы интересовалась не только я )).
Вот какие есть интересные версии.

Владимир Топоров (основоположник «теории основного мифа») возводил сюжет сказки к мотиву Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Этот мотив В. Н. Топоров реконструировал по текстам сказочного типа (сюжет 301 — «Три царства: золотое, серебряное и медное») и близким к нему. Предполагалось, что мотив расколотого Мирового Яйца и происхождения из него мира в целом или отдельных его частей (небо, земля, и т. п.) — общий для мифологических представлений многих народов, в том числе славян, прибалтийских финнов, древних греков, у жителей Китая, Индии,  Индонезии, Океании, Австралии, Африки и т. д.
Топоров считал, что сказка «Курочка Ряба» является крайним вырожденным вариантом вышеприведённого мифологического представления.
По Л. Г. Мощенской, в «Курочке Рябе» отражается глубинный слой мифопоэтических представлений, сказка содержит в себе космогоническую модель мира, разделенного на верхний, средний и нижний миры. При этом средний мир (Землю) воплощают дед, баба и курочка ряба, нижний мир (преисподнюю) — мышка, а верхнний мир — золотое космическое яйцо. Амбивалентный характер центральных действующих героев сказки, мышки и курочки, позволяет рассматривать сюжет в двух ключах: положительном, созидательном (разбиение яйца – это создание звездного неба) и отрицательном, разрушительном.

Борис Заходер считал, что «Курочка Ряба» — это сказка о человеческом счастье: «Счастье — это золотое яйцо — люди бьют его и так и эдак, а пробежала мышка, хвостиком махнула…». Такое толкование встречает поддержку: «Попробуйте рассказать счастье и о легкости его утраты как-то понятнее, образнее, целостнее… Каждый понимает, что сказка об этом»

Господин Стрельников (сайт Проза.ру) считает следующее:
«Таким образом, к концу сказки  вырисовывается наиболее правдоподобный вариант ее смысла. Он сводится к следующему: курочка Ряба снесла яичко, похожее на золотое: с особым строением скорлупы (менее вероятно, с позолоченной скорлупой). Дед с бабой, увидев красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенного вкуса и стали его бить, чтобы попробовать. Но, так как яичко было немного крепче простого, а у деда с бабой в старости осталось мало сил, разбить золотое яичко им не удалось. Когда они отложили яичко в сторону, пробежала мышка, хвостиком уронила яичко на пол, и оно разбилось. Дед с бабой заплакали от того, что не смогли попробовать это яичко и от того, что осознали свою старость и слабость. Курочка Ряба стала утешать их, обещая снести яичко не золотое, а простое. Золотым яичком курочка Ряба, видимо, хотела порадовать деда с бабой, но увидела, что оно причинило им только горе. Курочка Ряба решила, что простое яичко, пусть и не столь красивое, по крайней мере, не принесет горя: его можно будет спокойно разбить и съесть.
Итак, по всей вероятности, смысл «Сказки о курочке Рябе» можно обозначить русской пословицей «старость – не радость» .

М.Е. Вигдорчик в статье «Анализ русской сказки "Курочка ряба" в теории объектных отношений» пишет: "Золотое яйцо снесенное курицей — это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. […] Данная интерпретация согласуется с последующей частью сказки, где речь идет о том, что и дед и баба бьют яйцо. Бьют — воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая "мышка" достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха), которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них "Курочке Рябе" и ее детородной функции".

С.З.Агранович основывает свой анализ на психоанализе: « Дед и баба –  пожилые люди (не случайно!); также они воплощают человеческий коллектив (ведь это разнополая пара).
Яйцо – олицетворение жизни.
Золото — символ смерти (в мифах золото и богатства находятся именно в царстве мертвых, в славянских сказках — Кощей, представитель царства мертвых, всегда связан с золотом).
Золотое яйцо, которое получили дед с бабой, – это «антижизнь, черная метка».
Получив золотое яйцо, дед и баба воспринимают его, как знак приближающейся смерти. Они по очереди пытаются разбить яйцо, но ничего не получается.
Мышь – это посредник между миром живых (земных) и мертвых (подземных). Это существо, которое служит двум мирам, и поступает непредсказуемо. Мышь – двулика, может сотворить как добро, так и зло.
Семья попа – это модель как человеческой семьи, так и сакрального общества.
Разбитое мышью яйцо пугает всех. Мир начинает распадаться, происходит сумасшествие социума. Причина распада в неизвестности. Никто не знает, что будет дальше. Поступок мыши они не в состоянии объяснить в силу ее двуликости.
Наступает развязка: курочка обещает снести яйцо ПРОСТОЕ, а значит подарить ЖИЗНЬ. Конечно, все радуются! Они спасены!»
Таким образом, «детская сказка» оказывается рассказом о жизни и смерти, о социуме, и о том, как складывается борьба за жизнь. Сказка о курочке Рябе транслирует эмоции опасной для жизни ситуации: тревогу, страх, отчаяние, в конце — радость и ликование.

Удивительно, но своей версии я в не нашла.
Хотя, как мне кажется, она весьма многое объясняет.
По моему мнению, сказка учит (втолковывает с малолетства) что все зависит от всего.
Вспоминается бабочка у Бредбери — да, тот самый случай.
Случайно разбитое яйцо влечет за собой целую череду катастроф, человеческих жертв и стихийных бедствий.
Сказка говорит открытым текстом — будьте осторожны, продумывайте свои действия, от них может измениться все вокруг и вы сами, в том числе.
Сказка напоминает: остерегайтесь случайных, немотивированных поступков, они могут принести серьезные последствия. И это даже не пресловутые пальцы в розетке и прыжок с зонтиком с 5-ого этажа. Это намного серьезнее и глобальнее!
Яйцо часто являлось объектом различных магических обрядов. С помощью яйца часто лечили — считалось, что яйцо способно вытянуть из человека болезни и порчи. Но ворожить могли не все, кому захочется, а только посвященные, четко знающие всю последовательность действий.
Безусловно, в сказке показано, как мышка (существо неразумное) случайно воспроизвела магический обряд (сотворять который, ни дед ни бабка не хотели — от того и заплакали).
Но было уже поздно.
Как разбившееся яйцо не собрать в скорлупу, так и последствия, произведенные случайным магическим обрядом, устранить практически не возможно.
Вот почему сказку про курочку рассказывают детям одной из первых — дети, прежде всего, должны понять, насколько все взаимозависимо в мире, насколько важно по незнанию не оборвать эти связи и не нарушить существующее равновесие.

Источник: smekalkina-v.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.