Конопляное зернышко из сказки черная курица


«Душа моя, что за прелесть бабушкин кот! Я перечел два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Трифоном Фалалеичем Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмуря глаза, повертывая голову и выгибая спину. Погорельский ведь Перовский, не правда ли?»
Это письмо послано А. С. Пушкиным из Михайловского в марте 1825, когда в очередной книге петербургского журнала «Новости литературы» за подписью «Антоний Погорельский» была опубликована довольно необычная повесть «Лафертовская Маковиница», сразу заставившая говорить о молодом авторе. Собственно автор по возрасту был не так уж и молод, известен был в Петербурге главным образом как занимавший высокое положение в тогдашнем обществе чиновник «со связями», из знатного дворянскго рода, возвысившегося в конце XVIII столетия.
Однако Погорельский—это литературный псевдоним. Писатель значительное время провел в своем имении — сельце Погорельцах на Черниговщине.


м он и написал свою лучшую повесть — ту, которой так восхищался Пушкин.
Даже сейчас, по прошествии полутора с лишним веков, «Лафертовская Маковница» читается с тем же удовольствием и увлечением, которые заставили тогдашнее общество, публику и критиков заговорить о новом писателе. Фантастическая, полная озорства и лукавого юмора, эта вроде бы шутливая проба пера и сегодняшнего читателя привлекает своей загадочностью, покоряет чистой прелестью легкого, почти воздушного литературного стиля. А написана «Маковница», как и другие сочинения Погорельского, настоящим, без вычурности, русским языком, что, надо сказать, в те времена встречалось в литературе не так уж часто.
Последняя фраза в пушкинском письме раскрывает нам настоящую фамилию писателя. Да, Антоний Погорельский, автор знаменитой детской сказки «Черная курица, или Подземные жители», которая наверняка проживет еще не одну сотню лет, — на самом деле Алексей Алексеевич Перовский (1787 — 1836). При его жизни да и долго еще после его смерти эта фамилия была широко известна в царской России. Ее носили потомки знатного вельможи екатерининского времени графа Разумовского и сами занимавшие крупные посты в правительстве и администрации. Алексей Перовский также сменил несколько таких крупных должностей.
Но для нас чиновник Перовский не представляет интереса. Мы знаем писателя Антония Погорельского, современника и друга Пушкина, участника Отечественной войны 1812 года, автора замечательной сказки про курицу Чернушку, которую так полюбил десятилетний мальчик Алеша и которую вот уже второе столетие вслед за Алешей любят дети и в нашей стране, и в других частях света.
А между тем если бы спросить самого Погорельского, какое место в его творчестве занимает эта детская сказка, он бы наверняка усмехнулся и сказал бы, что сочинил ее просто так, между делом, чтобы развлечь своего маленького племянника.

к оно на самом деле и было. Воспитанию своего племянника Алеши — будущего знаменитого поэта, прозаика и драматурга Алексея Константиновича Толстого — писатель отдавал много времени и творческих сил, переписывался с ним, брал его с собой в заграничные путешествия и даже вместе с ним побывал у великого немецкого поэта Гёте.
Сам Перовский в юности отличался необыкновенными способностями к наукам, литературе и языкам. Он за два года прошел университетский курс и стал доктором философии и словесности в двадцать лет. Для защиты докторской степени надо было согласно уставу прочесть три пробные лекции, чтобы доказать свое право на преподавание. Алексей Перовский их прочел — на трех языках. Его лекции по естественным наукам, которыми он увлекался, были затем даже изданы отдельной книгой!
Перовский сделал, как тогда говорили, блестящую карьеру. Однако, поднимаясь по лестнице служебных отличий, он одновременно занимался и литературой — переводил, писал повести, был избран членом Вольного общества любителей российской словесности.

вот в начале 1829 года выходит в свет маленькая детская книжечка. Разве мог думать тогда ее автор, что написанная в духе шутливого наставления «волшебная повесть для детей» станет со временем одной из самых знаменитых сказок, а его литературный псевдоним останется в истории именно благодаря «Черной курице»?!
Однако случилось именно так. Давно забыты генералы и чиновники Перовские, маленький сборник «взрослых» сочинений Антония Погорельского читают, в основном, историки литературы. А «Черная курица» живет второе столетие! По этой сказке ставят спектакли, сняли кинофильм, ее издания иллюстрируют лучшие художники, ее читают дети многих стран. Вслед за Алешей Толстым мы радуемся и огорчаемся, испытываем горький стыд и сочувствие, путешествуем по волшебному царству маленьких человечков, живущих под землей. И все это написано так ярко, так живо и трогательно, что нам совсем не важно, когда происходили события сказки.
Алексей Алексеевич Перовский был человеком с замечательно живым воображением и чудесным чувством юмора. О его шутливых розыгрышах в свое время ходили легенды. Однако когда речь заходила о серьезных вещах, не было человека умнее и значительнее. Вот и сейчас, слушая такую, казалось бы, простую историю о чудесах, происходивших с маленьким Алешей, мы не раз задумаемся и не раз зададим себе вопрос «почему».
И прежде всего — почему нам кажется совершенно правдивой, совершенно жизненной эта история, полная сказочного вымысла? Конечно, потому, что она сочинена талантливым человеком.

только ли поэтому? А не потому ли еще — и это самое главное, что речь в ней идет об очень для всех людей важном в жизни?
И что это — самое в жизни важное? Разве оно заключается в умении вовремя «поймать удачу», воспользоваться каким-то исключительно для тебя одного полезным обстоятельством, как это случилось в сказке с маленьким Алешей? В том-то и дело, что, когда мальчику предоставилась возможность чего-нибудь захотеть, и его желание тут же бы исполнилось, он как следует не успел подумать и пожелал того же, чего захотел бы на его месте, пожалуй, каждый: без труда и забот, ничего не делая самому, прослыть самым на свете умным и талантливым.
Но разве так бывает — пусть даже и в сказке? И к чему это может привести? Вспомни-ка любую народную сказку. Каких только чудес не происходит в них! Каких только великих подвигов не совершают любимые сказочные герои, каких только не строят дворцов по их приказу невидимые слуги, каких только они загадок не разгадывают! Но во всех этих чудесах обязательно есть их собственный труд, их заслуга, их смекалка и ум. А вот Алеша получил свое волшебное конопляное зернышко, в сущности, даром: за одно маленькое доброе дело. Зато как он стал им пользоваться, этим чудесным даром благодарности! Как быстро он превратился в лентяя, хвастуна и задаваку! И как легко, ни минуты не задумавшись, «просто так», чтобы избежать наказания, малыш предал целый подземный народец и своего друга — министра…
Это добрая, очень грустная и мудрая сказка.

а не столько повествует о волшебных делах, о чудесах, сколько заставляет нас заглянуть в свое собственное сердце, в свои мысли и подумать о самих себе, о том, какие мы, кто мы. Не те, кем самим себе кажемся, и не те, какими хотели бы себя видеть, а кто мы такие на самом деле, достойны ли мы считаться настоящими людьми.
А ведь именно об этом заставляют нас задуматься лучшие произведения литературы, сочиненные целым народом или умными, тонко чувствующими и глубоко мыслящими писателями. И сказка Антония Погорельского — из числа этих произведений. Недаром великий русский писатель Л. Н. Толстой так любил и так высоко ценил сказку о маленьком Алеше и Черной курице. Он ставил эту волшебную повесть для детей рядом с былинами, народными сказками и пушкинскими стихами по силе воздействия, по мудрости, в ней заключенной.
М. Бабаева

Посмотреть полностью

Источник: mp3tales.info

Для любознательных читателей

Конопляное зернышко из сказки черная курица

Сказка-повесть о Чёрной курице была написана Алексеем Алексеевичем Перовским. Сказку напечатали в 1829 году. Перовский выбрал себе литературное имя — Антоний Погорельский — по названию села Погорельцы на Украине, где писатель долго жил. Погорельский написал сказку для десятилетнего племянника Алёши. Когда этот мальчик вырос, то сделался знаменитым писателем, сам стал автором многих литературных произведений, писал стихи. Среди них — известное стихотворение «Колокольчики мои, цветики степные». Имя этого писателя — Алексей Константинович Толстой. Героя сказки Погорельского тоже зовут Алёшей.


Как и сказка Одоевского, сказка-повесть Погорельского переносит нас в чудесный мир, но как не похож этот мир на музыкальный городок! Алёша увидел маленьких рыцарей, их короля. В тронном зале собрались придворные в парадных одеждах, и Алёша узнал, что его Чернушка не курица, а королевский министр, одетый во всё чёрное, с малиновой шапочкой на голове.

Волшебный мир открыл мальчику свои сокровенные тайны. Только добрым людям понятен и доступен мир чудес: ведь Алёша пожалел чёрную курицу, поэтому и попал в сказочное королевство. За доброту Алёшу хотели наградить, но он попросил волшебное семечко. Всё стало даваться мальчику без всякого труда. И Алёша сделался заносчивым и надменным. Начались беды. Настал печальный час — министр из подземного королевства пришёл проститься с Алёшей. Мальчик увидел на руках у него цепи, а потом, перед самым рассветом, услышал, как застучали под полом маленькие колёса, донеслись шаги множества маленьких людей, раздался плач женщин и детей — подземный народ навсегда уходил из своих мест.

Горько стало Алёше… Неотвратимые несчастья обрушиваются на человека, если он перестаёт быть добрым, забывает о долге. Трудно после этого стать прежним.


Картины сказочного мира перемежаются у Погорельского с достоверным рассказом о жизни в старинном Петербурге, о пансионе с его дортуарами-спальнями, со строгими учителями. От соединения выдумки с правдой реальный мир становится особенно поэтичным, а сказочный — воспринимается как настоящий. Сказка совсем близко — надо только незаметно, ничего не тронув, пройти через комнаты древних старушек, которые «собственными глазами видели Петра Великого и даже с ним говаривали»…

Сказка Одоевского давно признана первоклассным художественным произведением. Она до сих пор сохраняет своё очарование, нравится своим умным вымыслом.

В. П. Аникин

Конопляное зернышко из сказки черная курица

1

Сказка написана в 1829 г.

2

Васильевский остров — район в Петербурге, линия — название каждой улицы на Васильевском острове.

3

Пансио́н — школа с общежитием для учеников.

4

Фаса́д — передняя сторона здания.

5

Особли́во (старинное слово) — особенно.

6

Вака́нтное время, или вака́ции, — каникулы.

7

Ба́рочные доски — доски, из которых делают барки — речные суда.

8


Талисма́н — предмет, который, как думали некоторые люди, приносит счастье, хранит от бед.

9

Букли, тупе́й и длинная коса — старинная мужская причёска.

10

Шиньо́н — женская причёска, обычно из чужих волос.

11

Оранжере́я — тёплое помещение для искусстенного разведения растений. Здесь: множество цветов.

12

Сало́п — старинное женское верхнеее платье.

13

Империа́л — золотая монета.

14

Име́ние — здесь: состояние, сбережения.

15

Рети́вый — бойкий, живой.

16

Начала приседать. — В старое время, здороваясь и прощаясь, женщины делали реверанс — особый поклон с приседанием.

17

Бергамо́ты — сорт груш. Фи́ники — плоды финиковой пальмы. Винные ягоды, или инжи́р, — сушёные плоды фи́гового дерева.

18

Беке́ша — тёплое пальто в талию со сборками.

19

Шанда́л — подсвечник.

20

Мурава́ — тонкий слой жидклгл цветного стекла, которым покрывают изразцы (глиняные плитки) и глиняную посуду.

21

Ма́нтия — широкая длинная одежда в виде плаща, до земли.

22

Паж — мальчик-дворянин, прислуживающий знатным людям или королю.

Источник: dom-knig.com


Галтовочные тела (галтовочный наполнитель, галтовочный абразив) — являются  основой в финишной, тонкой обработке поверхностей. При виброгалтовочной обработке взаимное движение деталей и галтовочных тел  образуется в рабочей зоне машины за счёт вибрации, создаваемой вибрационным приводом. Причём  движение галтовочных тел не может быть хаотичным. Направление потока наполнителя и обрабатываемых заготовок происходит по закручивающейся спирали. Для виброгалтовочных машин круглого типа это движение можно описать, как движение по поверхности торообразной фигуры. Для виброгалтовочных машин лоткового типа это движение можно представить как движение по поверхности цилиндрической фигуры.
Подбор галтовочного материала осуществляется в зависимости от нескольких факторов:

требований предъявляемых к результату галтовки;
материала обрабатываемого изделия;
размеров обрабатываемых изделий;
конфигурации обрабатываемых изделий их формы и габаритов.
Учитывая эти факторы специалисты подбирают наполнитель из нужного материала, правильной формы и требуемой плотности галтовочных тел, обеспечивающих наилучший результат обработки.


Наиболее распространенными являются такие требования к галтовочной обработке, как снятие заусенец, скругление острых кромок, сглаживание поверхности для устранения следов механической обработки. Так же галтовочные процессы используются для удаления ржавчины, снятия окислов с поверхности изделий, удаления следов масла, обезжиривания и очистки поверхности изделий перед нанесением покрытий.

Разработка и создание галтовочных абразивов с новыми свойствами,  вкупе с разработкой новых галтовочных паст и компаундов, позволяют при помощи галтовочного оборудования производить высококачественную «зеркальную» полировку поверхности изделий, что является недорогой альтернативой нанесению электрохимических покрытий.

Соответственно для того, что бы удовлетворить любые, даже самые высокие, требования к изделиям, подвергающимся галтовочной обработке, производители выпускают огромное разнообразие галтовочных наполнителей.

Существуют следующие основные виды галтовочных абразивов (по составу):

фарфоровые;
керамические;
пластиковые;
органические;
стальные.
В свою очередь каждый из вышеперечисленных видов галтовочных тел (кроме органических и стальных) производится во множестве форм. Наиболее популярные из них:

призма;
конус;
пирамида;
цилиндр;
шар;
звезда;
эллипс.

/via http://kromas.com.ru/chto-takoe-galtovochnye-tela/

Вам попадались уже исцарапанные шарики, переполненные сознанием выполненной миссии на Земле. Они делались из кварцевого песка и в тот момент своего жизненного цикла уже готовы были приобщать разнокалиберную малышню к прекрасному. Ещё большим сокровищем был тайваньский шарик, но где ж его взять-то было.

Конопляное зернышко из сказки черная курица
Конопляное зернышко из сказки черная курица

Источник: yandex.ru

Антоний Погорельский

Чёрная курица, или Подземные жители

Лет сорок тому назад, [1]в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии, [2]жил-был содержатель мужского пансиона, [3]который ещё до сих пор, вероятно, у многих остался в свежей памяти, хотя дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний. В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотой, хотя и далеко ещё не был таким, каков теперь. Тогда на проспектах Васильевского Острова не было весёлых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тротуаров. Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаакиевская вовсе не такова была. Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделён был канавою; Адмиралтейство не было обсажено деревьями, манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом, [4] – одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний. Города перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее… Впрочем, не о том теперь идёт дело. В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века, теперь же обратимся опять к пансиону, который лет сорок тому назад находился на Васильевском Острове, в Первой линии.

Дом, которого вы теперь – как уже вам сказывал – не найдёте, был о двух этажах, крытый голландскими черепицами. Крыльцо, по которому в него входили, было деревянное и выдавалось на улицу. Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жильё, состоявшее из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель пансиона, а с другой были классы. Дортуары, или спальные комнаты детей, находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней, а по левую жили две старушки-голландки, из которых каждой было более ста лет и которые собственными глазами видали Петра Великого и даже с ним говаривали. В нынешнее время вряд ли в целой России вы встретите человека, который бы видал Петра Великого; настанет время, когда и наши следы сотрутся с лица земного! Всё проходит, всё исчезает в бренном мире нашем… но не о том теперь идёт дело.

В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперёд. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно. Особливо [5]сначала он никак не мог приучиться к мысли, что он разлучён с родными своими. Но потом мало-помалу он стал привыкать к своему положению, и бывали даже минуты, когда, играя с товарищами, он думал, что в пансионе гораздо веселее, нежели в родительском доме. Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки. Учитель был родом немец, в то время в немецкой литературе господствовала мода на рыцарские романы и на волшебные повести, и библиотека эта большею частию состояла из книг сего рода.

Итак, Алёша, будучи ещё в десятилетнем возрасте, знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей, по крайней мере так, как они описаны были в романах. Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки… Особливо в вакантное время, [6]как, например, об Рождестве или в светлое Христово воскресенье, – когда он бывал разлучён надолго со своими товарищами, когда часто целые дни просиживал в уединении, – юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по тёмным, дремучим лесам.

Я забыл сказать вам, что к этому дому принадлежал довольно пространный двор, отделённый от переулка деревянным забором из барочных досок. [7]Ворота и калитка, кои вели в переулок, всегда были заперты, и поэтому Алёше никогда не удавалось побывать в этом переулке, который сильно возбуждал его любопытство. Всякий раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть на дворе, первое движение его было – подбегать к забору. Тут он становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми был усеян забор. Алёша не знал, что дырочки эти происходили от деревянных гвоздей, которыми прежде сколочены были барки, и ему казалось, что какая-нибудь добрая волшебница нарочно для него провертела эти дырочки. Он всё ожидал, что когда-нибудь эта волшебница явится в переулке и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талисман, [8]или письмецо от папеньки или маменьки, от которых не получал он давно уже никакого известия. Но, к крайнему его сожалению, не являлся никто даже похожий на волшебницу.

Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе. Алёша очень коротко с ними познакомился, всех знал по имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что иногда несколько дней сряду не давал им ничего от крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей. Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алёшу более, нежели подруг своих.

Однажды (это было во время вакаций, между Новым годом и Крещеньем, – день был прекрасный и необыкновенно тёплый, не более трёх или четырёх градусов мороза) Алёше позволили поиграть на дворе. В тот день учитель и жена его в больших были хлопотах. Они давали обед директору училищ, и ещё накануне, с утра до позднего вечера, везде в доме мыли полы, вытирали пыль и вощили красного дерева столы и комоды. Сам учитель ездил закупать провизию для стола: белую архангельскую телятину, огромный окорок и из Милютиных лавок киевское варенье. Алёша тоже по мере сил способствовал приготовлениям: его заставили из белой бумаги вырезывать красивую сетку на окорок и украшать бумажною резьбою нарочно купленные шесть восковых свечей. В назначенный день поутру явился парикмахер и показал своё искусство над буклями, тупеем и длинной косой [9]учителя. Потом принялся за супругу его, напомадил и напудрил у неё локоны и шиньон [10]и взгромоздил на её голове целую оранжерею [11]разных цветов, между которыми блистали искусным образом помещённые два бриллиантовых перстня, когда-то подаренные мужу её родителями учеников. По окончании головного убора накинула она на себя старый, изношенный салоп [12]и отправилась хлопотать по хозяйству, наблюдая при том строго, чтоб как-нибудь не испортилась причёска; и для того сама она не входила в кухню, а давала приказания своей кухарке, стоя в дверях. В необходимых же случаях посылала туда мужа своего, у которого причёска не так была высока.

Источник: www.litmir.me

Есть ли у детской литературы какая-то высшая цель? Должна она поучать, воспитывать, образовывать, развлекать? Естественно, верного ответа тут быть не может: для разных целей есть разные книги, да и в принципе книги никому ничего не должны. Но первое авторское произведение для детей на русском языке – сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» – написано Антонием Погорельским в 1829 году с конкретной задачей: в качестве поучения для своего племянника Алёши (будущего писателя Алексея Константиновича Толстого). Чему же хотел автор научить своего племянника и актуально ли это для сегодняшних читателей?

Главный герой – Алёша, мальчик лет девяти-десяти – живёт и учится в пансионе. Автор описывает его как мечту любого родителя или воспитателя: «Алёша был мальчик умненькой, миленькой, учился хорошо, и все его любили». Правда, оторванный от семьи (родители Алёши жили далеко от пансиона, поэтому, оплатив его обучение на несколько лет вперёд, скрылись с горизонта), мальчик чувствует себя одиноко. От скуки он часто заглядывает в курятник, где подолгу возится с его обитателями. Особую привязанность он испытывает к чёрной курице Чернушке, которая кажется ему ласковей и смышлёней своих собратьев. К сожалению, не все обитатели пансиона разделяют нежные чувства Алёши к Чернушке. Кухарка Трина считает её бесполезной и ленивой птицей, потому что она не несёт яйца, и из совершенно закономерных хозяйственных побуждений хочет пустить её на мясо.

Для Алёши эта новость становится настоящей трагедией. Он не может допустить гибели своей любимицы и любыми путями старается её спасти. Мольбы и уговоры на Трину не действуют, поэтому Алёша прибегает к крайним мерам: подкупает кухарку золотым империалом – своей единственной драгоценностью, доставшейся в наследство от бабушки.

После спасения Чернушки с Алёшей начинают происходить удивительные вещи. Ночью Чернушка пробирается к нему в комнату и… заговаривает с ним человечьим языком. В благодарность за избавление от смерти под кухонным ножом она обещает показать Алёше кое-что интересное.

В этот момент начинается сказочное двоемирие – разделение миров на реальный и фантастический.

В фантастическом мире действуют свои правила. Чернушка проводит Алёшу через комнаты, полные разнообразных занимательных вещиц, но предупреждает, чтобы он ни в коем случае ничего не трогал. Однако Алёша оказывается не в силах совладать с искушением. Он просит у котика лапку, чем вносит хаос в волшебную действительность и подвергает опасности Чернушку.

Следующей ночью Алёше даётся второй шанс узнать, что же хотела показать ему Чернушка. Правда, перед началом путешествия Чернушка отчитывает мальчика:

Ты добрый мальчик, продолжала курочка, но притом ты ветрен и никогда не слушаешься с первого слова, а это нехорошо! Вчера я говорила тебе, чтоб ты ничего не трогал в комнатах старушек, несмотря на то, ты не мог утерпеть, чтобы не попросить у кошки лапку. Кошка разбудила попугая, попугай старушек, старушки рыцарей и я насилу с ними сладила!

Алёша признаёт свою ошибку и впредь обещает быть более осмотрительным. Во время второго путешествия он изо всех сил старается сдержать слово, и это у него почти получается – он ничего не трогает, только кланяется китайской кукле. Этот жест тоже не одобряется Чернушкой, но не имеет таких роковых последствий, как его прошлая ошибка, и со второго раза Алёша попадает в волшебный мир и узнаёт тайну чёрной курицы.

Оказывается, Чернушка вовсе не курица, а министр, а под землёй обитает крошечный народец, способный творить волшебство. В частности – исполнять желания. Именно это король и предлагает Алёше: в благодарность за спасение своего подданного он готов исполнить любое его желание.

Алёша просит никогда не учить урок и всегда его знать. Желание кажется мелочным, король недоволен и стыдит Алёшу: «Не думал я, что ты такой ленивец». Но в этой ситуации обвинять Алёшу трудно: когда тебе не дают времени на размышление, непросто придумать что-то стоящее, и Алёша произносит первое, что приходит в голову. Король даёт мальчику конопляное зёрнышко, и пока он будет его хранить, можно даже не заглядывать в книги – урок всегда будет выучен.

Правда, как это часто бывает в сказках, желание исполняется не просто так, а с условием. Алёша не должен никому рассказывать о подземных жителях. Иначе им придётся уйти с привычных мест и переселиться туда, где о них никто не знает.

У нас существует закон, что если тот, кому мы показались, не сохранит этого в тайне, то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти далеко-далеко в другие страны. Ты легко представить себе можешь, что королю нашему невесело было бы оставить все здешние заведения и с целым народом переселиться в неизвестные земли. И потому убедительно тебя прошу быть как можно скромнее, ибо в противном случае ты нас всех сделаешь несчастными, а особливо меня. Из благодарности я упросил короля призвать тебя сюда; но он никогда мне не простит, если по твоей нескромности мы принуждены будем оставить этот край…

Алёша даёт обещание, и у него начинается совсем другая жизнь. Если раньше он был просто хорошим мальчиком, то теперь становится настоящей звездой. Учителя не могут нарадоваться его успехам, а слухи о его необыкновенных способностях разносятся по всему Петербургу.

Сперва мальчик стыдится своей славы: вряд ли он думал о таком исходе, загадывая желание, и теперь чувствует, что не заслужил похвал и почестей. Но стыд быстро проходит, а удовольствие от всеобщего восхищения становится всё больше, и постепенно Алёша полностью отдаётся своему тщеславию.

Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алёшин от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: «Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!»

Конечно, по законам жанра такое поведение не может остаться безнаказанным. Однажды Алёша теряет заветное зёрнышко и перед всем классом не может вымолвить ни слова. Мальчик приходит в отчаяние. Впрочем, подземный король милостив и готов дать Алёше второй шанс: ночью Чернушка возвращает зёрнышко в обмен на обещание исправиться и вести себя достойно. Алёша искренне обещает, он и правда не хочет зла Чернушке, но мысль снова оказаться в центре внимания, снова принимать похвалы и почести слишком соблазнительна.

Алёша, оставшись один, начал рассматривать своё зёрнышко и не мог им налюбоваться. Теперь-то он совершенно спокоен был насчёт урока, и вчерашнее горе не оставило в нём никаких следов. Он с радостию думал о том, как будут все удивляться, когда он безошибочно проговорит двадцать страниц, и мысль, что он опять возьмёт верх над товарищами, которые не хотели с ним говорить, ласкала его самолюбие. Об исправлении самого себя он хотя и не забыл, но думал, что это не может быть так трудно, как говорила Чернушка. «Будто не от меня зависит исправиться! мыслил он. Стоит только захотеть, и все опять меня любить будут…»

Но всё выходит совсем не так. Вместо того чтобы прийти в восторг от внезапных Алёшиных знаний, учитель приходит в ярость. Он уверен, что ученик просто обманывал его, из баловства не хотел отвечать урок раньше, не мог ведь он за ночь выучить двадцать страниц!

Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, сказал он Алёше, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтоб вы во зло его употребляли. Вы заслуживаете наказание за вчерашнее упрямство, а сегодня вы ещё увеличили вину вашу тем, что солгали. Господа! продолжал учитель, обратясь к пансионерам. Запрещаю всем вам говорить с Алёшею до тех пор, пока он совершенно исправится. А так как, вероятно, для него это небольшое наказание, то велите подать розги.

На самом деле перед Алёшей стоит сложный нравственный выбор: продолжать лгать  учителю и настаивать, что он выучил всё за ночь, или предать подземных жителей. Причём решить надо за секунды. Совершает ли его Алёша? Формально – да. Он раскрывает учителю и товарищам тайну Чернушки. Но вовсе не потому, что он такой принципиально правдивый. Он настолько поражён недоброжелательной реакцией на свой блестящий ответ, что начисто забывает обо всём – и о данных обещаниях, и о любимой Чернушке, и о том, что волшебство теперь точно перестанет действовать.

Принесли розги… Алёша был в отчаянии! В первый ещё раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же Алешу, который так много о себе думал, который считал себя лучше и умнее всех! Какой стыд!

Как же он должен был поступить, если любой путь тупиковый, если выбор стоит только между соврать или предать? Как измерить большее и меньшее из зол?  Возможно, дело не в самом поступке, а в мотивах. Это же сказка, а сказочные правила часто меняются в зависимости от поступков и мыслей героев. Может, если бы Алёша открыл учителю правду не из собственного тщеславия, а от внутренней невозможности соврать, итог был бы другим. Перед похожим выбором стоял герой другой сказки – «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» Сельмы Лагерлёф. В начале повести Нильс был наказан гномом за свои хулиганские проделки и стал коротышкой. Чтобы вернуть обратно свой рост, ему надо было выполнить несколько условий, последним из которых было позволить зарезать своего верного друга – гуся Мортена. Нильс принимает решение пожертвовать собой, навсегда остаться маленьким, быть разлучённым со своей семьёй, но не погубить друга. И в награду за такую храбрость и великодушие получает прощение и снова становится большим. Алёша же своим выбором губит и Чернушку, и себя.

Искушение успехом (классическое в русской сказочной традиции испытание медными трубами) оказывается Алёше не по силам. Он не может не только грамотно распорядиться щедрым подарком, который сделала ему судьба, но и теряет свои собственные лучшие качества. Впрочем, автор (в отличие от подземного короля) прощает Алёшу, и спустя некоторое время после описанных событий мальчик возвращается к обычной жизни, снова становится добрым, скромным, прилежным и примером для своих товарищей.

С точки зрения сегодняшнего восприятия сказка Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» выглядит наивной и излишне морализаторской (исследователи отмечают, что произведение Погорельского даёт начало «литературе совести»). Да и ориентиры в обществе во многом сместились. Скромность и абсолютная послушность ребёнка больше не расцениваются как однозначно положительные качества – наоборот, психологи отмечают, что это может быть симптомом тревожности и подавления личности. Однако нельзя назвать первую авторскую сказку для детей совсем уж неактуальной. В наше время торжества социальных сетей и, как следствие, жизни напоказ, когда многие стараются превратить свою жизнь в красивую картинку в Инстаграме, когда «казаться» становится важнее, чем «быть», история мальчика Алёши может стать очень поучительной. Как для детей, так и для взрослых.

Источник: s-t-o-l.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.